Сергей Вишняков — Об альбоме «Люцифераза»

Альбом “Люцифераза” — для нас очень важный, в первую очередь потому, что это наш первый полностью самостоятельный релиз. То есть мы уже продюсировали полноценно 2 предыдущих альбома Мельницы, делали аранжировки, сидели в студии на записи всех партий, решали кто где будет играть (а где не будет), приглашали сессионных музыкантов, в общем отвечали за саунд, за конечный продукт. Здесь же мы не только все придумали, записали (и кстати, заплатили), но и выпустили в свет своими силами.

Если обратить внимание на название лейбла, обычно оно публикуется со значком publishing (p), во всех цифровых магазинах, то теперь там значится — Хелависа.

В какой-то момент мы поняли, что совершенно не контролируем ни цифровые продажи, ни продажи на физических носителях, и никто нам таких отчетов предоставлять не собирается, а нам даже просто банально интересно, как оно всё продается. Так что скоро узнаем!

Обложка альбома «Люцифераза». Художник — Роман Папсуев

Что касается самой музыки, то, поскольку это дуэтный альбом, естественно, мы хотели сделать акцент на гитаре, арфе и голосах — то, как мы звучим на концертах с программой “36,6”, но хотелось также приправить всё это электронными сэмплами из музыки трэп и может где-то трип-хоп, и посмотреть как это все может существовать вместе. Результат нам лично нравится. Он непохож ни на Мельницу (хотя все норовят все равно с ней сравнивать), ни на предыдущие сольники Хелависы. И мы настойчиво пытались добиться минимализма в аранжировках, так как обычно саунд Мельницы перегружен. В этот раз, чтобы добавить очередную новую партию, приходилось хорошенько подумать — стоит ли это делать. И над нами не висело бремени вставить во что бы то ни стало все инструменты группы в песню. Это больше похоже на композиторский подход к созданию аранжировки, когда добавляется то, что нужно песне. По нашему мнению, естественно.

Фото — Александр Елизаров
 

Что касается каверов — во-первых, это обязательная и любимая нами часть концертов с программой “36,6”. Не записать ряд каверов мы просто не могли. Тем более многие поклонники писали нам с просьбой издать эти песни в студийном качестве. Не эти ли же самые люди теперь пишут, что у нас нет нового материала, поэтому записываем чужой?;)

Очень ценно, например, что мы записали песню Александра Башлачёва “Как ветра осенние”, и что она вышла к 30-летию со дня гибели великого поэта.

“Беду” Высоцкого мы поём уже очень давно, тоже нельзя было не записать. У Владимира Семеновича в этом году серьезная дата — ему бы исполнилось 80. При этом, конечно, мы ничего специально не подгадывали, оно всё как-то само.

“Улетай” Ревякина мы готовили специально для очередного трибьюта Калинова Моста, но почему-то он не вышел. Не пропадать же зря песне!

“Немного огня” попала на пластинку немного случайно (каламбур). Благодаря тому, что наш новый замечательный директор является ко всему прочему издателем всех альбомов группы “Пикник”, мы легко смогли договориться о возможности выпуска этой песни.

Фото — Яна Овчинникова
 

Расскажу немного и про авторские песни, вернее про их музыкальную составляющую.

«Кракатук» — первая песня, написанная для альбома. У меня была тема припева (вступления) и был куплетный рифф. Нам хотелось, чтобы куплет звучал с бОльшим оттягом, а припев был активнее, проще говоря, чтобы куплет был помедленнее, а припев — быстрее. Так мы и сделали. В куплете у нас темп — 86 bpm, за такт до начала припева темп становится 88 bpm, и уже с припева песня начинает двигаться под 90 bpm. Нам очень нравится эта маленькая хитрость. Также было понятно, что нужен какой-то инструментальный бридж в совершенно непохожем на песню стиле. Он придумался не сразу. Теперь одни говорят, что это Чайковский, другие — что Бах. Мы пока придерживаемся теории, что это ваш покорный слуга.

«Поверь». Похоже, если я ничего не путаю, песни на альбоме расположены в порядке их сочинения. То есть «Поверь» — вторая. Это забавно, и опять же сделано не специально. Исключительно коллективное творчество. Именно Наталья настояла на том, чтобы из припевного риффа делать песню. И она же предложила вариацию на него, таким образом в припеве образовалось две части (первая и помощнее). Бридж сочинился сам собой, захотелось в него добавить фортепиано в духе брит-попа. Инструментальный подголосок пробовали исполнить с помощью бэк-вокала (причем, и мужского, и женского) — это звучало плохо. В результате всех спасли (как обычно) флажолеты на акустике, причем сыгранные в октаву, а еще там есть сэмпл колокольчика. Соло нельзя было не сыграть, причем реверсное соло не вышло, хоть и сильно напрашивалось. Поэтому был взят Zvex Fuzz Factory, перед ним еще воткнулся Mad Professor Little Green Wonder, в результате чего появился этот характерный свист, который можно услышать в начале и в конце соло. А пара реверсных треков всё же появляется на кульминации, изображая этот самый «подземный мир».

Рифф из «Шей» был придуман очень давно. Мне кажется, что главное очарование этой песни — в тексте и (хочется верить) в аранжировке. Наталья с Борисом на записи вокала уже посмеивались надо мной, что вот аранжировка еще не доделана, но сейчас Сергей возьмет eBow (гитарный смычок) и сыграет им в припеве, имея ввиду, что Сергей это делает уж слишком часто и повсюду. Вообще, на будущих записях скорее всего от меня будут прятать гитарный смычок, как Боб Рок прятал квакушку от Кирка Хэммета при записи очередного соло. А еще здесь у нас есть дульцимер и колесная лира. Угадайте где;)

«Дорога в огонь». Я надеялся, что сейчас мы сделаем что-то попроще и подоступнее, и может даже это возьмут на радио, но что-то пошло не так. Мы не смогли не поиздеваться над размером в припеве, поэтому какой там размер — не знаем даже мы сами, хотя, конечно, можно посчитать. Здесь у нас появляется струнный квартет. В куплете на одном из треков гитару я использую в качестве перкуссии. Соло — красивое! Наше любимое место — начало припева после соло — под одну гитару. Еще мне нравится, как получился кульминационный припев. Там звучат трубы, скрипки, литавры, цимбалы. В общем, мы ждем предложений от кинорежиссеров и продюсеров!

«Om Namah Shivaya» — одна из важнейших мантр в индуизме (так написано в википедии). Вообще, сразу не было ясно, как нужно обойтись с этим произведением. Пробовали добиться аутентичности, добавляя таблы и ситар в аранжировку, но быстро стало понятно, что это неверный путь. Поэтому — прямая бочка, обильные бэки Натальи, дабл-тайм в бридже и гитарный смычок — всё, что нужно для спасения души.

У Мельницы уже 2 года как есть своя собственная база-студия, на которой в основном делим время мы с Дмитрием Анатольевичем и Натальей. Почти вся инструментальная часть альбома была записана здесь. Только для записи вокала и арфы мы традиционно ездили на ГИТИС к Борису Истомину. Придумывали и записывали мы альбом на протяжении 2017 года.

В общем, сегодня мы обрели некую самостоятельность, когда сами принимаем решения о выпуске альбомов, клипов, мерча. На концертах у нас сейчас продается 3-4 типа футболок, 3 вида магнитов + диски, выпущенные Навигатором. Планируем делать 2 издания “Люциферазы” — подороже и подешевле. Простой диджипак уже в продаже, а издание с буклетом, постером и дополнительными бонусами должно появиться к майским презентациям.

Билеты на презентации в ГлавClub Green 11 и 12 мая — https://glavclub.com/helavisa

До встречи на концертах!

Ссылка на источник