Текст Андрея Скворцова:
…О голосах и триггерах,
Или соло на клавиатуре
Так бывает, что человека уже нет, а его голос звучит где-то внутри, где-то в глубине нашей души, что называется «в самом сердце». Так получается, что близкие люди часто остаются с нами даже уходя… Голоса и образы. Песни и шутки. С кем мы беседуем в такие моменты? Сами с собой или это наша кровь стучит в висках, диктуя знакомые с детства фразы и ответы на заданные и не заданные вопросы? Какая разница… Не все ли равно? «Теперь я понимаю…»
Иногда мы спорим с этими голосами, порой принимаем сказанное ими за чистую монету и соглашаемся… В одних случаях нас гложет вина перед ушедшими дорогими людьми, в других — нас переполняет гордость и благодарность за знакомство с ними. Иногда все вместе. Прошлое… Память… Как часто она правит нашими эмоциями и действиями, заливая все вокруг то тоскою, то радостью; то гневом, а то отвращением… Наконец, нас может захлестнуть тревога, сменяемая умиротворением и спокойствием.
Ещё интереснее, что события привязаны в памяти к внешним раздражителям — триггерам, запускающим в настоящем особые механизмы, шаблоны или программы человеческого сознания. Это может быть что угодно — песня, картинка, фильм, книга, компьютерная игра…
Управление своими и чужими эмоциональными реакциями с помощью «клавиатуры» осознанности это и есть магия, это особе соло…
Говорящие с ветром, или
«стирай с ладоней соль»
Вселенная Warcraft – для кого-то зрелище и развлечение, а для кого-то большее – альтернативная реальность и целый сказочный мир, подобно книгам фэнтези и фильмам. Для меня сейчас – это скорее произведение искусства: ни дать, ни взять — ни больше, ни меньше.
А теперь о главном.
Клип-презентация «Ликов войны» и песня — не что иное, как внутренний диалог главной героини Джайны Праудмур. Мощнейшая зацепка и зарубка в моем воображении. На это работает абсолютно все: текст, музыка, блестящее исполнение женской партии Натальей О’Шей «Беги – беги от дочери морей» — говорит нам погибший адмирал устами молодой волшебницы… Мелодичная фраза влетает в самую грудину и пронзает ее насквозь, подобно корабельной мачте флагманского парусника, выходящей острием из отражения беловолосой девы… это копьё или осиновый кол? Что это за неведомый шёпот ветра? это всего лишь погибший отец разговаривает с вернувшейся дочерью, бежавшей от него… при чем разговаривает, не просто как тень отца Гамлета («Прощай — прощай и помни обо мне»), а поет балладу о последнем приказе, о том, что в такой важный момент «дочь была не с ним». И детали, боже мой, какие детали – триггеры: падающий в женскую ладонь кулон адмирала в виде якоря (этот же герб мы видим на корме флагмана), лодка с паромщиком-призраком, словно при путешествие по Стиксу с двумя золотыми монетами, зажатыми в кулаке у врат аида. Да уж, гомеровский «список кораблей» воистину «никто не прочтет до конца»… даже та что способна, погибнув губит всех и вся.
Кладбище кораблей — сколько всего здесь зашито и БГ с «парусами ее флота из самоцветных камней», и Мандельштам с его прочтением «Илиады»…
Песня безумно красива, она иллюстрирует весь жизненный путь — даже тот, который ещё не пройден: бегите от меня. А как вы думали создавались песенные «пророчества». Талантливые барды — запускали те или иные стратегии.
Теперь представьте, какое нелегкое бремя для девушки, Воина и Мага, ощущать себя врагом народа и предательницей, чьи действия повлекли смерть флотилии и близких. Любой поступок имеет последствия… Джайна просто хотела, чтобы междоусобица двух рас «людей» и «орков» прекратилась, она противилась мести целому народу, целой «Орде» за гибель брата…
Что ж, теперь на чаше весов и на пергаменте рядом с именем затопленного корабля написано имя отца-адмирала… имена погибших воинов и мирного населения взорванного города…
Музыка, сплавленная с видеорядом, заставляет плакать, а триггером служит не только висящий на мече кулон, но и тихий женский голос, как сначала как колыбельная, а потом по нарастающей перемежающийся с хором… Так в котле нот, букв
и чувств варится песня. Приправа — это умело расставленные сэмплы и нойсы — ветер, скрип снастей, звон колокольчика… И слова — «беги-беги» в этой песне эхом отзывается другой призыв из песни Мельницы «зови-зови декабрь». Список кораблей — как есть, а морская соль на ладонях — это высохшие слезы, которые лучше стереть, пока никто не увидел.
Пусть будет так,
Или «солнце взойдёт»
Знаете, я так устроен, что для меня очень важно распутывать клубки ассоциаций, метафор. Распутывать, создавая новые. Почему? Потому что то, что мы творим и делаем — это сплетающиеся змейками дороги, освещённые путеводной звездой… Днем указателем вполне себе может стать «звёзда по имени Солнце». У каждого из нас есть свои учителя, свои любимые песни, истории и сказки, с которыми перекликается вся наша жизнь и которые влияют на наш путь. Если ты, как Наталья О’Шей лингвист, филолог, если ты автор песен и ведьма, то никуда не денешься от «Властелина колец» Толкина. “May it be” поёт нам в джексоновском «Братстве кольца» Эния , «Может быть» откликается в кавере Наталья Андреевна… Это возможно личное, кавер Мельница официально не издаёт, но весь интернет усеян клипами на русскую версию.
Язык на котором написан текст многое решает, очень многое. Но бывают универсальные гипнотические фразы, перевод которых так же хорош и действен, как и оригинал. Судите сами: так ли важно на каком языке ты скажешь: «Mornie alantie» и «Солнце взойдёт». По-русски или по-эльфийски с ирландским акцентом. В конце концов, есть в Женеве латинская надпись на стене реформаторов «Post tenebras lux» — девиз местной ложи. Светоносные, они такие. А если я скажу, что текст «Мay it be» очень-очень-очень близок к «Серенаде Трубадура» про «луч солнца золотого.» Что вы ответите? Плагиат? Совпадение? Ни то, ни другое. Просто все это смыкается в одном музыкальном мельничном перекрёстке. “May it be.” Let it be.
Наши университеты,
Или в кроличьей норе
И вот ты смотришь новый клип из вселенной Варкрафта, внимательно вслушиваешься и всеми клеточками своего тела проваливаешься в кроличью нору памяти… вспышка, и я вспоминаю как смотрел ребёнком в 85м «Робина из Шервуда», как пел, нашептывая, мне с экрана лес голосом Мойи Бреннан. “Clannad” лучшая в мире группа, семейная команда, в ней присутствует необычайная легкость и прозрачность, это моя большая любовь и звучащие до сих пор в сознании мелодии интро и “The Hooded Man”. А ведь Мойя, старшая сестра упомянутой Энии, еще и Учитель Натальи. Жалею, что не был на их совместном концерте. Жалею что не слышал «Невесту полоза» в их исполнении. Мойя — это олицетворение легенды о волшебной арфе, да чего уж там — просто легенда. И, когда я пишу сейчас о ней, когда я слушаю ее песни, я каждый раз вспоминаю отца и то как мы смотрели «телевизионный художественный фильм» (в Советском Союзе слово сериал тогда не было в ходу) и как он делал мне мой первый лук из клена.
А сейчас, сейчас у меня вертится одно слово: преемственность… Постмодернизм не посягает на классику, это завуалированный взгляд под другим углом на уже изложенные события. И вихрем проносится в голове саундтрек из второго сезона Игры престолов. «Рейны из Кастамере» зловещая баллада про гордый клан с «кошачьим» гербом, заносчиво бросивший вызов Львам Ланнистерам. Из Рейнов не осталось никого, у царя зверей, отдающего долги, оказались острее когти — лишь только дожди идут над разрушенным замком. Причём сама песня о «резне» целого клана настолько устрашающа, что Тайвину иной раз достаточно было послать строптивому вассалу лютню и ее текст. Месть и уничтожение непокорных под корень, жестокость — суровые реалии Средневекового выживания. Смею предположить, говоря о преемственности, что Хелависе удалось сделать по эмоциональному накалу то же самое, что и солисту группы National, поющему в серии о Кровавой свадьбе.
Завершая свой экскурс, напрашивается фраза: я хочу ещё, потому что пение и песни Натальи становятся все более кинематографичными. Что не получилось с «Обрядом» и «Волкодавом» обязательно выйдет с чем-либо ещё, как сейчас «выстрелил» клип Вселенной Варкрафт. Потому что иногда не только мы находим путь, но и наш путь находит нас, притягивая как магнит нужные книжки, песни, людей. И как знать, может быть мы услышим дуэт Натальи «I see fire» с Рыжеволосым Эдом. Я бы этого очень хотел.