Текст Андрея Скворцова:
Некоторые мгновения имеют привкус вечности.
М.Леви.
Страницы вместо пялец,
или игра в бисер
Недавно прочитал «Хроники Люциферазы (три корабля)» Натальи О’Шей. Перед нами чудесная повесть, этакая игра в бисер с абстрактным, с абсолютом. И читатель в эту игру вовлекается, он постепенно погружается в череду событий и времен, сотканную автором. Я не хочу подробно рассуждать на тему того, что изначально мир Люциферазы образовался из песенной материи, что проявил он себя как среда обитания неведомых существ в одноименном альбоме Хелависы. Почему? Потому что книга самодостаточна, она выполняет вполне конкретные немузыкальные задачи, так бывает… и это отнюдь не бонус, не объяснение тайн и непонятных метафор вышедшего ранее альбома, это нечто другое, значительно большее…
Книга сама по себе является спусковым крючком, провоцирующим на размышления об устройстве «тикающих» механизмов небесного свода, о том, что мир вчерашнего дня отличается от мира завтрашнего и при этом они совершенно разные, хоть и похожи, как две капли воды. Повесть великолепна, но не потому, что в ней перед читателем расставлены текстовые ловушки и пасхалки, не потому, что чудится влияние мира Полдня Стругацких и Ойкумены Олди. «Тогда по какой такой причине? Почему?» – спросит проницательный читатель. И действительно, почему?
Руны на обшивке,
или слияние миров.
Когда читаешь главы книги, описание трех кораблей, ты одновременно находишься в нескольких временных мирах параллельно. Древние руны невидимым пламенем проступают на их обшивке и на панели управления. Сами названия кораблей «Пинта Алхимика», «Стулька» и «Звезда Морей» отсылают нас к великим географическим открытиям, имена капитанов (Росс, Шеклтон, Нансен) тоже вполне говорящие. Мы видим взаимное проникновение тех явлений, событий, вещей, что обычно разделены, дискретны. Здесь же, все рядом, все во взаимосвязи: высокие технологии и древнейшая магия огня и пламени, Арктика и Антарктика, горы и океаны, огненный пояс и потухшие вулканы с застывшей много тысячелетий назад лавой. Внешние противоречия на самом деле не то, чем кажутся. Их просто нет… Логика повествования не всегда должна быть формальной, линейной. Это естественно, поскольку непривычное становится привычным в мифотворчестве. Вполне нормально, что первую скрипку в инопланетной симфонии может играть небелковая форма жизни; вполне разумно, что одни энергетические сущности, демоны Максвела, используются как вахтенные, а другие, драконы, воспринимают время как величайшее искусство… И знаете, что… Эта книга не что иное, как попытка примирить непримиримое, показать и высветить красоту будущих технологий и древнего волшебства… Живите рука об руку, не воюйте, не ссорьтесь, а помогайте друг другу…
Старикам тут не место, или выбор богов
Если ключ разгадки заключается в проникновении миров (а это полагаю, именно так), то давайте посмотрим с его помощью на испытание трех капитанов. Адмирал Росс, воин, который защищает человечество, свой вид. Позвольте процитировать его: «Многие говорят, что море безжалостно, как и космос. Если ты не говоришь с ними на одном языке – они заберут тебя. Если ты не согласен с ними – они заберут тебя. Если даже и согласен – они заберут…» Так вот, проницательный читатель, испытание капитанов – не что иное, как способ их встраивания в новый мир, способ адаптации… И как думает его команда, бедный адмирал не прошел испытание, его Звездная Мать по какой-то причине не «сшила», не скрепила с лоа и он замерз на вершине горы. Только испытание его и заключалось в том, чтобы он отдал жизнь за все человечество, за каждого члена команды. Иными словами, Адмирал, как это цинично ни звучит, сакральная «жертва». И если перечитать его наставление Азриэлю, легко понять, что это прощальное напутствие, последний урок. На планете выживают не олдскульные воины, но прогрессивные маги, гибкие и любознательные, для которых мир не антропоцентричен, не вертится вокруг одного вида, а, напротив, отражается в бесконечном количестве сущностей (привет Клиффорду Саймаку).
Дальше – больше, на вершине горы во время испытания мимо каждого из героев проходят видения, боги и духи старой земли, имена их прямо не озвучены, но есть подсказки. Так, полярный медведь с клыками моржа, на котором сидит и правит скелет орла, сильно напоминает эскимосского тупилака, а красные башмачки косвенно выдают Гекату (читаем внимательно Андерсена). Я между строчек увидел еще Одина и Гермеса, но друзья мои, вам могут открыться при прочтении совсем другие старые или новые боги, это тоже часть игры…
Забавно, что один из капитанов становится после испытания братом-вороном, а другой/другая драконом… Итак, каждая раса получила своего капитана… Причем того, кто был им предначертан. Гисли (Гизелла) путешественница во времени, своя для них, она как Иона путешествует во чреве. Азриэль – свой для Воронов.
Вам имя вероломство,
или битва за время
Те, кто прочитал повесть могут ошибочно подумать, что драконы – плохие, вероломные, а вороны, например, хорошие; что драконы обманули, предали Гизеллу/Гисли Нансен, а вороны помогают экспедиции. На мой взгляд, здесь есть только «свои» и «чужие», здесь нет ни хороших, ни плохих. Потому что логика действия инопланетных рас совершенно другая. Как говорил Кощей, обращаясь к зайцу и запихивая в него утку: какое мне дело до твоих чаяний, когда на кону бессмертие. На Люциферазе на одном из уровней мироздания идет многовековое затянутое сражение, незримая битва – «холодная война» за время, которое Звездная Мать щедро передала в управление Драконам. Вороны сами Шеклтону признаются, что хотели время как ничто иное. И «помогают» они, преследуя свои собственные цели… Они вербуют его как брата, испив с ним «Драконьей крови», чудесного травяного вина (символично не правда ли?), они предостерегают его от нехороших драконов, отдаляя его от других рас.
А теперь проницательный читатель, посмотри на то, что происходит с точки зрения «трехглавого» дракона Сильвера-Мастифа-Феникса. Эти удивительные создания открывают нойте свой мир, приглашают в свою касту, делают одной из них, потому что она одна из них, потому что ценят и по-своему любят… Дают шанс, изучают. Кто сказал, что испытание закончилось? Они одновременно проверяют, что будет делать советник Нансен с даром Звездной Матери. Для них время, это искусство делать мир красивым, крутить спирали-хвосты, любоваться парадоксами и пространственно-временными стежками, искажениями, преломлениями. И что же? Слишком живая Гизелла идет на поводу у своих чувств и начинает выполнять «гениальный» замысел Шеклтона, утилитарно использовать дар путешествия во времени, — спасти Адмирала Росса. Исход очевиден. Такой подход, такое грубое вмешательство должно быть наказано.
Золотой горшок,
или учись студент
А что же Шеклтон? Азриэль нам на страницах предстает в двух ипостасях. Этакий У-Янус и А-Янус, невольный контрамот: с одной стороны, мечущася душа – истерящий ученый исследователь и, с другой стороны, хладнокровный администратор, основатель города Кракатук. Прекрасная отсылка к гофмановскому студенту Ансельму, в которого влюбляется золотая змейка (горящие в темноте глаза неведомого существа, духа огня). Какая ирония назвать город в честь волшебного ореха из другого произведения этого же замечательного писателя. При этом Шеклтона как основателя любят не меньше чем его альтер-эго… Его любят и вороны, и люди, и сестры драконов, они его зовут, потому что он нужен всем… На протяжении века командор становится многоликим, многослойным… Что или кто его так изменило, какие хроновыверты, чье воздействие? Остался ли он только вороном и человеком? Дай ответ, Птица-Тройка… дай ответ, Трехголовый Серебряный Дракон, имя Тебе Прошлое-Настоящее-Будущее! Дай ответ! Не дает ответа.А если хотите его услышать, придется внимательно перечесть космический рэп в конце книги, потому что в конце все только начинается…
Купить «Хроники Люциферазы на ЛайвБук — https://livebooks.ru/books/hroniki-lyuciferazy-tri-korablya/
Купить «Хроники Люциферазы» на Лабиринте — https://www.labirint.ru/books/750541
Купить «Хроники Люциферазы на ЛитРес — https://www.litres.ru/natalya-o-shey-19049138/hroniki-luciferazy-tri-korablya/